Заказать билет

Лучшее лекарство от одиночества. Карлсон стал героем русского мюзикла — Культура Портал

Источник: Культура Портал

"Внимание, говорит Карлсон. Дорогие ребята, напомните, пожалуйста, своим родителям, чтобы выключили мобильники, а то я обижусь и улечу!" Следом из динамиков раздается голос Фрекен Бок, сулящий большие неприятности тем, кто попытается использовать фото- и видеоаппаратуру... Не знаю уж, сколь действенным оказалось второе предупреждение, но вот первое сработало не в пример лучше, нежели обычные занудные увещевания, и оба вместе оказались весьма остроумной преамбулой к спектаклю. Ставшему редкой и тем более важной удачей на ниве отечественного, да к тому же еще и детского мюзикла.

"Карлсон, который живет на крыше" - плод совместных усилий созданной пару лет назад в столице Академии детского мюзикла и Фонда Герарда Васильева. Музыку написал Андрей Семенов, а автором либретто и режиссером-постановщиком спектакля стала Жанна Жердер. Проект победил на конкурсе, проводившемся СТД, и получил грант Правительства Москвы, что и дало возможность выпустить премьеру на сцене Театра имени Вахтангова, сэкономив при этом только на живом оркестре.

...Чуть больше года назад при встрече в театре Жанна Жердер и Герард Васильев поведали мне предысторию этого замысла. Как-то они уехали на очередные гастроли, а когда вернулись, услышали от своего сынишки: ко мне тут Карлсон прилетал. Так родилась не только идея будущего мюзикла, но и его сквозная тема: одиночество ребенка в семье. Надо сказать, что тему эту Жанна Жердер - либреттист и режиссер - провела достаточно последовательно. И каждый раз, когда в оркестре возникает лейтмотив детского одиночества, каковое и порождает разного рода карлсонов, по сцене не проходит даже, а прямо-таки проплывает девочка с собачкой...

В отличие, к примеру, от "Красавицы и чудовища", за основу здесь взят не мультфильм, а непосредственно повесть Астрид Линдгрен. Литературный первоисточник не только получил в мюзикле достойное воплощение, но и заиграл новыми красками. Жердер не только отлично выстроила драматургию, но еще и написала довольно симпатичные стихотворные тексты, не претендующие на самостоятельную ценность, зато вполне адекватные материалу и хорошо ложащиеся на музыку.

В отличие от многих авторов нынешних мюзиклов, Андрей Семенов делает ставку на мелодию, а не децибелы. Его музыка рассчитана на людей с неатрофированным слухом, способных слушать и вслушиваться. Композитор то тут, то там вплетает в партитуру узнаваемые интонации, включая и известные западные шлягеры, и отечественных классиков легких жанров, от Дунаевского до Шаинского, но так ловко все это адаптирует, что возникает некое новое качество, а грань между чужим материалом и своим собственным оказывается подчас практически неощутимой.

Жанне Жердер вместе со всей ее командой (художник-постановщик Галина Маркеллова, художник по костюмам Светлана Синицына, художник по свету Анатолий Кузнецов, балетмейстер Валерий Архипов), удалось сделать спектакль не только красивый, но и живой, добрый и содержательный, с хорошим актерским ансамблем.

Среди исполнителей "взрослых" ролей первым надо назвать, конечно же, обаятельного Эдуарда Радзюкевича в заглавной роли, более знакомого широкой публике по телесериалам. Как водится в большинстве мюзиклов, артисты набраны из разных мест, в том числе и из Московской оперетты (Василиса Николаева - Мама и Александр Маркелов - дядюшка Юлиус). Но, пожалуй, самой большой удачей стало участие в спектакле детей - учеников Академии русского мюзикла. В первую очередь, надо назвать Илью Беляева - Малыш. Конечно, и прежде часто случалось, что детям поручали какую-нибудь роль в спектакле, но чтобы они были задействованы столь активно, исполняя все детские роли, сами пели и танцевали, да еще и так хорошо, даже и не припомнит.

Будем надеяться, что эта команда вместе с Академией детского мюзикла, сможет продолжить столь успешный опыт, и даже - кто знает? - создаст Театр детского мюзикла. А дети, прошедшие эту школу, в дальнейшем, быть может, сумеют сообщить и взрослому мюзиклу ту же органичность, каковой на наших просторах ему чаще всего и не хватает.

Карлсон, который живет на крыше