История создания мюзикла
Если ребенок скучает и куксится, значит, ему нужен друг. В крайнем случае — собака. А если нет ни друга, ни собаки и играть совершенно не с кем, появляются разные фантастические существа, в компании с которыми не соскучишься. Об одном из них — упитанном человечке с пропеллером и отвратительным характером — рассказала писательница Астрид Линдгрен. С тех пор весь мир завидует шведскому мальчику Малышу, у которого есть Карлсон, который живет на крыше.
Идею писательнице подсказала дочь. Астрид обратила внимание на смешной рассказ Карин о том, что, когда девочка остается одна, к ней в комнату через окно влетает маленький веселый человечек, который прячется за картину, если входят взрослые. Так появился Карлсон — красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил.
Сама Линдгрен рассказывает о своей «встрече» с Карлсоном так: «Я увидела его, вернее, сперва услышала что-то ночью, когда мне не спалось. Не спалось, может быть, потому, что за окном что-то долго жужжало. А потом он влетел в комнату, сел на кровать и спросил, где найти Малыша… «Кто ты? – спросила я. – Почему ты ко мне прилетел?». «Я – лучший в мире Карлсон, который живет на крыше, – ответил он, – а прилетел я потому, что ты написала книжку про Пеппи Длинныйчулок». «Тогда я дала ему адрес Малыша. Не назову этот адрес, потому что это тайна… Всё это было именно так, и я готова в этом присягнуть – на книге о Пеппи».
А в 1967 году, благодаря переводчице Лилиане Лунгиной Карлсон заговорил по-русски, оказавшись для россиян существом узнаваемым, почти родным во всех проявлениях своего несносного характера. Даже Астрид Линдгрен в своих интервью с тех пор любила повторять, что в Карлсоне «есть что-то русское».
Само по себе появление Карлсона в Советском Союзе некоторые сравнивают с запуском первого спутника. Толстяк с пропеллером оказался первым положительным героем детской книги с полным набором отрицательных черт. «Отчаянный озорник, врун, бахвал и жадина, не лишенный личного обаяния, проник в ряды добропорядочных героев советской детской литературы, да еще и, распихав пионеров и отличников, занял первое место в “табели о рангах”» – так пишут об этом сегодня.
А в 2007 году с помощью композитора Андрея Семёнова и автора стихов и либретто Жанны Жердер Карлсон вдруг запел. И действительно: странно, что никто ранее не додумался написать мюзикл о таком замечательном персонаже!
Весной 2008 после экспертного совета Департамента Культуры города Москвы для создания спектакля по этому материалу «Фондом Герарда Васильева по сохранению и развитию жанра оперетты» был получен грант в проекте Правительства Москвы «Открытая сцена». А осенью того же года мюзикл «Карлсон, который живет на крыше» занял первое место в рейтинге конкурса на создание лучшего произведения для детей и юношества в жанре оперетты и мюзикла, проводимом Союзом Театральных Деятелей России.